"Слушайте внимательно, не верьте мне.
Если в моих словах есть смысл, берите их на вооружение, если нет - отбросьте
их"
Будда.
Это изречение принца Гаутамы, на мой взгляд, необходимо
писать большими красными буквами в начале любой статьи, так или иначе
затрагивающей тему моды. Как ни странно, сегодня со словом «мода» ассоциируются
именно те люди, которые в своё время не побоялись наплевать на модные тенденции
и поставить своё мнение выше общественного. Сегодняшняя классика – маленькое
черное платье из джерси – в начале двадцатого века выглядело верхом эпатажа:
женщины носили платья с корсетом и длинной юбкой, черное надевали только в
траур, а из джерси шили мужское бельё… Почему некоторым без труда удаётся всегда выглядеть модно, в
то время как другие, даже будучи в курсе модных новинок, оказываются
незастрахованными от безвкусицы? По каким законам развивается мода, как
почувствовать её и научиться предугадывать её траекторию? Что такое тенденция?
Википедия предлагает такое определение: «Тенденция -
сравнительно устойчивое направление развития определенного явления, процесса
или идеи». Я бы более вольно определила
тенденцию как состояние информационного потока, нечто, что витает в воздухе, но
еще не проявило себя в полной мере. Чтобы всегда бать на вершине модной волны,
нужно всего лишь научиться это чувствовать.
Открою секрет: дизайнеры не придумывают модные тенденции –
они их улавливают, правда, раньше всех остальных (примерно за год до показа), и
воплощают в своей коллекции на текущий сезон.
В развитии тенденций есть определённые закономерности. Мода
отражает дух времени и настроения в обществе. Наглядный пример того, как это
происходит, мы наблюдали несколько лет назад, когда Америка объявила войну
Ираку. Во-первых, на подиумах появились коллекции в стиле милитари. Во-вторых,
в моду вошли обувь с острым носком и обильный декор одежды, заимствованные из
исламской культуры.
Развиваясь, тенденция достигает грани безвкусицы – и после
этого уступает место своей противоположности. «Исламские тренды» в течение
нескольких сезонов набирали обороты: носок обуви всё удлинялся и поднимался
вверх, в декоре вместо натуральных камней стали использоваться стразы и
пайетки, цвета становились всё ярче, линия талии опускалась всё ниже. После
чего идея остроносой обуви себя изжила, и ей на смену пришли аккуратные
балетки; броский декор уступил место лаконичному экостилю; талия прыгнула
вверх, а потом вернулась на своё естественное место.
Всё, что мы видим, влияет на наш вкус. Это относится не
только к горячим новостям, кинопремьерам и городской визуальной среде, но и к
состоянию природы. Мода имеет определённый ежегодный цикл. Зимой глаз страдает
от недостатка цвета и света, поэтому весенняя мода – это яркие «витаминные»
цвета, динамичные линии и игривое настроение. Летом к этому коктейлю
добавляются светлые и холодные краски и потёртые поверхности, которые хорошо
сочетаются с цветом загара. Композиция костюма становится более статичной.
Сезон осень-зима – время консерватизма. Краски природы становятся более
сложными и сдержанными, то же происходит с цветом в одежде. Стремление к теплу
и уюту реализуется в сложных тёплых цветах, фактурных тканях и мягких силуэтах;
ближе к зиме силуэт приобретает жёсткость, подчеркивая защитную функцию одежды. Увеличивается процент
ахроматических цветов в одежде. Впрочем, исключения тоже бывают…
Влияние
состояния природы на одежду можно обнаружить, сравнивая традиционные костюмы
разных народов. Конструкция народной одежды везде практически одинакова –
русская рубаха имеет тот же крой, что индийская и древнеримская туника. Цветовая
гамма и декор изменяются вместе с климатическими зонами. В жарких странах с
обильной растительностью традиционны яркие цвета и их контрастные сочетания.
Одежда народов средней полосы более сдержана. Цвета традиционной одежды юга
России склонны к яркости, знаковый цвет одежды и интерьера – красный. В
северных регионах использовались ткани, выдержанные в сложной сине-зелённой
гамме.
Что же предлагают
дизайнеры на сезон осень-зима 2011/2012? Картинки публиковать не буду. Не хочу. Напрягайте воображение. Если очень хочется посмотреть, сходите на сайт Вога или на стайл.ком.
Цвет.
Безоговорочный тренд – винные цвета. На подиумах присутствуют все цвета радуги,
но в виде сложных замесов. Так, летний жёлтый осенью превращается в горчичный,
открытый синий уступает место кобальтовому и индиго. Классический цвета –
чёрный, белый, оттенки бежевого и жемчужный серый – используются как по
отдельности, так и в сочетаниях с цветными деталями. Для смелых: тренд total color уступил место принципу color blocking – в костюме сочетается несколько
локальных цветовых пятен (например, светло-зелёный жакет, юбка цвета морской
волны, колготки насыщенного синего цвета, обувь цвета янтаря). Кстати, цветовую
гамму для таких сочетаний можно «подсмотреть» не только на подиумах, но и на
полотнах импрессионистов.
Силуэт. Как и цвет,
силуэт стремится к осеннему консерватизму. Наигравшись с образом Леди Гага,
дизайнеры движутся в сторону элегантности. Жесткие акцентированные плечи
сменились мягкими и покатыми. Актуальный рукав
расширен в области предплечья, заужен книзу и немного укорочен. По
поводу линии талии однозначного мнения нет – она может быть заниженной (в духе
40-х), завышенной, находиться на естественном месте или вообще не
акцентироваться. Новая длина юбки – ниже колена. В целом, силуэт можно
характеризовать как «закрытый», статичный, аккуратный.
Фактуры. Простые
формы требуют сложных поверхностей. Обильно используются вышивка, аппликации,
кружево – самостоятельно и в виде вставок (N.B.
дешёвое кружево обычно выглядит пошло). Материалы сочетаются самым неожиданным
образом – твид с атласом(качественным!!! Если не можете себе этого позволить,
лучше вообще проигнорировать этот тренд), замша и мех – с шёлком (не надену
такое, даже если мне заплатят). Актуальный эффект взаимного проникновения цвета
и света достигается с помощью многослойности прозрачных материалов. Используется
такой приём: поверх платья надевается менее прилегающее платье такого же или
другого цвета, выполненное из прозрачного материала (газ, кружево, шифон,
тюль). Аналогично можно комбинировать несколько блуз или юбок.
Аксессуары. Ключевое
слово в описании аксессуаров – причудливость. Шарфы-ожелья, обильно
декорированные сумки, фуражки и меховые шапки, надетые поверх платков, шляпки в
духе Филиппа Трейси выступают интригующим дополнением к консервативной одежде.
Обувь достаточно броская, но удобная. Актуальна шнуровка. В женской обуви на
каблуке продолжают цитироваться классические конструкции мужской обуви.
Образы. Дизайнеры
продолжают черпать идеи из моды двадцатого века. 20-е годы, 40-е, 60-е, 70-е оживают на
подиумах. Любые ретро-образы приветствуются. Кроме того, внимание уделяется
«умному» этно – трикотаж крупной вязки, норвежские узоры, принты,
позаимствованные из японских гравюр. На подиумах также присутствует подчёркнуто
сексуальный, даже BDSM-ный
образ, достигающийся с помощью облегающего силуэта, акцентированной талии,
сочетания кожи с прозрачными материалами – тонким шёлком и кружевом, сквозь
которые просвечивает бельё. Цвет этого образа, конечно же, чёрный. Тема
андрогинности, лаконичности и унисекса раскрыта в коллекциях более
интеллектуальной направленности. Предполагает строгий крой, сложный цвет,
простые поверхности – и гениальные пропорции.
Вообще, образы, предлагаемые дизайнерами – это всего лишь
способ познакомить своих клиентов с идеями коллекций и источниками вдохновения. Примерять
на себя подиумный образ стоит лишь в том случае, если он действительно
соответствует Вашему мировоззрению. Следует помнить, что одежда призвана в
первую очередь подчёркнуть Вашу привлекательность, а не продемонстрировать миру
закупочную политику магазина, в котором Вы её приобрели. Она даёт средства и
материалы, играя которыми, можно создать свой собственный образ. Умение укрощать
модную одежду позволяет быть в моде личностью, а не вешалкой для красивых
тряпок.
|